В этой статье:
Темой нашего разговора сегодня будет бронхиальная астма. Очень тяжелое заболевание, бороться с которым даже современной медицине непросто. Чаще всего удается достичь временного улучшения с помощью гормональных препаратов, затем период ремиссии (приостановки болезненного процесса) заканчивается и болезнь входит еще в более тяжелую стадию, требующую применения все более дорогостоящих средств (в основном гормонов), но интенсивность приступов удушья усиливается и учащается их количество.
Вообще говоря, термин «астма» происходит от древнегреческого слова asthma и на всех современных языках звучит примерно одинаково и означает то же, что и в Древней Греции – удушье, одышка. Эту болезнь описывает еще Асклепиад за 2 века до новой эры, она сопровождает человечество давно. Кстати, древнегреческого бога врачевания звали Асклепий.
Приступ удушья развивается в связи с острым сужением просвета бронхов (острое нарушение бронхиальной проводимости) и болезнь называется бронхиальная астма.
Одышка же развивается в случае сердечной недостаточности (кровоснабжения). В этом случае болезнь называется сердечная астма.
В нашей сегодняшней беседе мы будем рассматривать именно бронхиальную астму, а сердечную астму обсудим в следующий раз.
Напомним, что внешнее дыхание состоит из непрекращающейся череды вдохов и выдохов. Атмосферный воздух поступает из полости носа (во время вдоха) и далее через воздухоносные пути (глотку, гортань, дыхательное горло, трахею) в 2 главных бронха, которые погружаются в левое и правое легкое, где делятся, делятся, делятся, на все более и более мелкие бронхи и бронхиолы (всего 8-9 порядков деления) пока не закончатся респираторными (дыхательными) бронхиолами, которые похожи на мельчайшие мешочки, стенки которых состоят из выпяченных наружу маленьких полусфер неправильной формы. Они называются легочными альвеолами.
До этого были механические (с помощью гладких мышц) движения воздуха к легочным альвеолам и обратно в атмосферу (при выдохе). Собственно дыхание начинается в респираторных бронхиолах и легочных альвеолах: именно здесь происходит обмен газов с кровью. Атмосферный воздух отдает в кровь (артериальная ветвь кровообращения) кислород (О2), а венозная ветвь приносит нарабатываемый клетками углекислый газ (СО2). Вот очень грубое описание внешнего дыхания и переноса газов кровью.
К середине XIX века все более проясняющая картина явлений, происходящих в живом организме, стала объектом внимания уже не просто натуралистов, изучающих природу, или естествоиспытателей, любительски изучающих природные явления, а профессионализирующихся ученых в современном понимании этого слова. Химия, физиология и медицинская наука бурно развиваются и накопившиеся знания требуют осмысления, объяснения и понимания.
Через сто лет к середине ХХ века потрясающие знания в области химии, новейшей физики, физиологии, биохимии, биофизики продвинули медицинскую науку на невероятную высоту. Это позволило создать современную медицину с ее удивительной медицинской техникой, невероятно эффективной фармакологией и прочими чудесами современной науки.
Склонность образованных людей к знанию ключевых положений и открытий в науке и технике привели к популяризации науки и ее достижений. Во времена Лавуазье и Дарвина, когда только создавался фундамент, основы современной западной науки, эта популяризация была возможна без особых интеллектуальных знаний. Возникли популярные околонаучные описания.
Но… наука развивалась слишком быстро, намного опережая уровень образования. Можно сказать, что научная мысль шла семимильными шагами, а образование как-то плелось в хвосте научного бума.
Популяризация идей квантовой механики, биофизики, биохимии, современной физиологии требует не только высочайшего уровня журналиста или писателя в научной сфере, но и читателя, с уровнем, превышающем школьный. Если же говорить о естественных науках, то интеллект, строго говоря, должен быть подготовленным с большой специализацией. Но это система образования не всегда была совершенной, да по сей день таковой не является. Вот и кочуют из одной популярной статьи или книги в другую взгляды 200-летней давности просто потому, что Соровскому стипендиату они более понятны. О каких же взглядах идет речь?
С устаревшими взглядами на лечение бронхиальной астмы столкнулся выдающийся советский ученый-физиолог Константин Павлович Бутейко в 1952 г., когда сделал свое Открытие о вреде глубокого дыхания. Его не понял даже его научный руководитель, академик Евгений Михайлович Тареев, знаменитый московский терапевт, кремлевский консультант и т.д., неравнодушный к своему аспиранту. «Мальчик «заучился», болен неизлечимой злокачественной гипертонией, вот и завелись «фантазии в голове»!» Примерно в этом духе.
Ведь со времен А.Л. Лавуазье (конец XVIII в.) «все знают», что дышать надо глубоко, чтобы больше кислорода, жизненно сверхважного чудо-газа, пришло в организм, тогда и «топка» газового обмена заработает на всю мощь, давая много жизненной энергии, да и отработанный газ СО2 (углекислый газ), побыстрее освободит от своего вредоносного воздействия организм человека. Вот и дышат глубоко с тех пор: образованные люди потому что думают: глубокое дыхание полезно, а малообразованные люди из-за вредных привычек, привитых «цивилизацией» и из популярных материалов разных изданий, посвященных медицине, TV и прочих радостей прогресса. В СССР была еще и такая причина: 2 раза утром: в 8 и 9 часов, и еще в 11 часов по радио, включенном даже в металлургических цехах проводилась «производственная гимнастика». Диктор часто повторял: «Вдохните глубже, еще глубже… Глу-у-у-бокий вдох!» Мало кто в стране Советов знал, что этот диктор болен тяжелой астмой: после всех этих «глубокодыхательных гимнастик» в 12 часов у него начинался приступ астмы. Ну еще бы: раз другим советуешь: «Дышите глубоко!», то сам то как дышишь?
Константин Павлович Бутейко, изучив работы предшественников в области физиологии дыхания, пришел к неопровержимому выводу: бронхиальная астма имеет одну главную причину – чрезмерно глубокое дыхание. Вот и сюрприз! Но давайте разберемся, что же довело молодого аспиранта «до жизни такой?» до мысли нелепой такой? Ведь всем известно – «глубокое дыхание полезно».
Сам Константин Павлович рассказывал уже лет 25-30 спустя ход своего научного поиска, возникновение совершенно новой идеи, ход мысли. Это интересно не только философам, историкам науки и интеллектуалам, гоняющимся за парадоксами.
Это должно быть интересно и нам с вами – обычным людям, если мы хотим вернуть и удержать здоровье. А кто нынче здоров, кто в ладах с Асклепием? Разве до прочтения этой статьи вы могли предположить, что лечение бронхиальной астмы у взрослых и детей возможно без гормонов? Разве возможно было предположить, что причина болезни кроется в самом дыхании?
Первые сомнения у К.П. Бутейко, возникли еще на III курсе, когда он учился в I Московском Мед. Институте, во время практики по терапии. «Я наблюдал, как здоровые и больные, вынужденные глубоко дышать во время выслушивания легких, получают резкое ухудшение состояния – вспоминал Константин Павлович во время лекции в МГУ, в 1969 году – головокружения, усиление приступа астмы, стенокардии, вплоть до обморока, остановки дыхания и судорог!» «Особенно поразительно было, когда я сам обследовал своего первого больного».
Дотошный студент тщательно, боясь что-либо пропустить, а значит, долго, заставил здорового спортсмена, тяжелоатлета глубоко дышать. «Через пару минут он упал бездыханным, как говорят «как подстреленный». Я бросился к нему – это был бездыханный труп. Дыхания не было, оно остановилось, пульс в попыхах я не прощупал,… бледность была, бледность заостренных черт лица – было впечатление, что человек умер. Это случилось очень быстро, я его прослушивал минуты 2-3, не больше».
Бутейко, студент 3-его курса, выскочил в коридор и обращаясь к постовой сестре закричал: «Он умирает, мой пациент умирает!» Но опытная медсестра быстро сориентировалась и спокойно заметила: «У нас здоровые люди не умирают!» затем она величественно проследовала в палату и глубокомысленно бросила: «Это ты его задышал.» - «Меня это конечно не обрадовало, мало успокоило. Я попросил сестру отыскать ассистента, а сам попытался помочь спортсмену, даже искусственное дыхание делал.» на зов прибежал ассистент. В это время больной чуть посинел, губы тоже чуть посинели, он сделал вдох, второй вдох, приоткрыл глаза, приподнялся и спросил: «Что со мной случилось?»
«А я отвечать не мог, что с ним случилось. Я буквально остолбенел.» тогда пришедший (прибежавший) ассистент пояснил, что это произошло у спортсмена от глубокого дыхания: «Глубокое дыхание перенасытило организм кислородом и поэтому наступило столь плачевное состояние.»
Пациенту стало лучше, К.П. Бутейко и ассистент вышли из палаты.
«Объяснение ассистента вызвало у меня целую бурю эмоций, мыслей, возражений, - продолжил рассказ Константин Павлович, - глубоко дышать полезно, это нужно, чтобы больше было кислорода в нашем организме. Разве может быть глубокое дыхание вредным? Мы к этому стремимся…» Ассистент пожал плечами: «Ну вы же видели сами…» Я был в шоке: если 2-3 минуты глубокого дыхания приводят к гибели человека, то зачем же мы тогда учимся глубоко дышать?» Но… ассистент отказался от дискуссии и оставил студента Бутейко в полном замешательстве.
«Это заставило меня искать в продолжении всей учебы в мединституте ответ на этот вопрос: зачем глубоко дышать, если даже здоровый спортсмен упал в обморок через 2-3 минуты глубокого (особенно глубокого) дыхания?
Это произошло в клинике у Петровских ворот в 1949 году. Впереди была учеба и собственная злокачественная гипертония возникшая уже в конце V курса и развивавшаяся на 1-м году обучения в аспирантуре.
Но мы сейчас оставим К.П. Бутейко в поиске ответов на вопросы и перенесемся в середину 60-х годов ХХ века.
Доктор Бутейко уже кандидат медицинских наук, зав. лабораторией функциональной диагностики Института Физиологии СО АН СССР (Новосибирский Академгородок). Энтузиастичные сотрудники, лучшее медицинское и научное оборудование, 6 лет кропотливых исследований, создание собственной теории дыхания: в норме, с превышением нормы (глубокое дыхание) и дыхание ниже нормы (поверхностное). Вывод однозначный, уже у самого К.П. Бутейко и его сотрудников не вызывающий сомнений: все научно подтверждено, проверено в экспериментах и перепроверено на добровольных пациентах:
К чему это приводит?
200 лет развития физиологии дыхания обосновали главный закон гомеостаза – все жизненно важные константы (вещества, определяющие нормальное функционирование организма) поддерживаются собственными регулирующими системами в норме с удивительным постоянством (отсюда и название «константы», постоянные). Это и Na (натрий) и К (калий), и Са (кальций) и Fe (железо) и N (азот) и др. не менее важные вещества, гемоглобин, инсулин,… Кислород (О2) и углекислый газ (СО2) одни из этих жизненно важных констант.
Такой вот оказывается жизненно-важный «отработанный» газ…
Гипервентиляция легких приводит к гипокарбии, общему недостатку СО2 в организме. Т.е. недостаток СО2 в легких сначала приводит к гемогипокарбии (дефициту СО2 в крови (гемо-)), затем в межклеточной жидкости, затем в тканях, органах, системах организма.
Дефицит СО2 приводит к нарушению гомеостаза – системы поддержания постоянства внутренней среды организма. Как любил говорить К.П. Бутейко: «факт непреложный, истина неоспоримая».
А вот уже это приведет:
Но организм так просто не собьешь с толку, у него много степеней защиты, ни одна линия противодействия негативным процессам.
Природа мудра: возникают защитные реакции против гипокарбии – вымыванию СО2 из легочных альвеол глубоким дыханием. Какая самая быстродействующая защитная реакция? Правильно, спазмы! Спазмы, сужение просвета всех каналов выводящих из организма углекислоту: сосудов, бронхов, желчных путей, кишечника,…
Нас особо интересуют бронхи. Гладкие мышцы, оплетающие бронхи, при нехватке СО2 спазмируются, просвет бронхов уменьшается, отток углекислого газа снижается.
Вроде бы и хорошо! Но… по этим же бронхам, сосудам, каналам к клеткам поступает кислород и человек почувствует: ему не хватает воздуха. Вместо того, чтобы затаится, затаить, уменьшить дыхание, вдох, человек будет насильственно устранять препятствие на пути воздуха: дышать еще глубже. Заложит нос – он будет дышать ртом. Спазмы защитные реакции, усилятся, вот вам и приступ астмы – удушье.
Внимание! Бронхолитики, временно снимающие спазм, загоняют болезнь вглубь, утяжеляя ее со временем! Они не устраняют главную причину развития болезни. Глубокое дыхание остается и защитные реакции провоцируют новые приступы и обострения болезни. Именно поэтому лечение бронхиальной астмы невозможно без нормализации дыхания. Это справедливо как для взрослых так и для детей.
Выход? Надо устранить саму причину появления астмы – чрезмерную глубину дыхания. Дыхание необходимо нормализовать – пропадет необходимость в защитной реакции – исчезнет астма. А как нормализовать дыхание? Обучиться дыхательной гимнастике Бутейко, устраняющей главную причину болезни – глубокое дыхание.
© Центр эффективного обучения методу Бутейко, 2005-2024.
Внимание: Все материалы/статьи/видеосюжеты данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя. Нарушение авторских прав контролируется и преследуется по закону.