|
О здоровье наших детей
Дорогие читатели, сегодня мы поговорим о здоровье детей. Плохая экология, фальсифицированные продукты, доступность сладкого, мучного в огромных количествах, в пестрых, привлекательных упаковках, фантиках (витрины одни чего стоят!), компьютерные игры с трех лет, спорт - в загоне... Все это признаки нашего времени, торжество потребления... Откуда же взяться здоровью? Особенно у детей, берущих пример с молодых родителей.
Открытие, теория и метод К.П. Бутейко и здесь помогут нам вернуть реальное знание "что такое хорошо, а что такое плохо" для поддержания всех структур нашего организма в нормальном состоянии.
Нормальное состояние нашего организма - это полное здоровье, ограниченное правилами здорового образа жизни. Особенно это касается наших детей. В Индии, когда сажают маленькое деревце, окружают его кирпичной (с просветами) оградкой, защищая от животных (обезьян, коров, собак). Маленького ребенка также нужно оградить от современных соблазнов витрин, маминого кулинарного искусства и родительских амбиций (сразу несколько школ: английский с 3-х лет, математика с 5-и, компьютерная грамотность с 4-х и прочие музыкальные, спортивные и общеобразовательные сверхусилия с младенчества).
Все это - раздышивающие факторы. А дыхание не должно быть глубоким - оно должно быть нормальным. Иначе - астма с 3-х лет, диабет - с 5-и, простудные заболевания - с пеленок, аденоиды, полипы в кишечнике - с 4-х лет...
Детские болезни - это болезни образа жизни родителей. Глубокодышащая мама рождает глубокодышащего ребенка. Лекарства не спасают и взрослых. А детям они губят их будущее. Что толку, если ребенок вундеркинд с диабетом, язвой желудка, бронхитами, астмой, аденоидами. У него нет даже временной форы взрослого человека. До тяжелой стадии любой болезни человек доходит за 15-20 лет. Если заболел в 35 лет, то за 15-20 лет лечения симптоматики к тяжелой фазе придешь в аккурат к пенсии: там можно слегка снизить трудовые нагрузки и, может быть, серьезно заняться здоровьем.
Автор этих строк работала методистом ВЛГД (метод Бутейко) в Находке. Просматривая дневники больных, увидела, что в графе "стаж болезни" молодая девушка-пациентка пишет: "20 лет". Господи, да сколько же ей лет? В графе "возраст" читаю "23 года"; в графе "основной диагноз": "гормональнозависящая астма (бронхиальная)". Дозы - с ума сойти! Да она же не жила: каждую ночь по 2-3 вызова "скорой помощи". Родители не выдержали (им же днем работать) сбросили девчушку на бабушку, а потом и совсем забыли, даже денег не шлют. Конечно, с неё даже денег за занятия (50 руб. в то время) не взяли. Через 3 месяца после обучения методу Бутейко и аккуратных тренировок по методу уменьшения дыхания (сначала сидя, затем в позах, уменьшающих дыхание, стоя, в ходьбе, затем, даже, в беге) девушка присылает отчет: "я живу без гормонов, хотя ингалятор, по Вашему совету, при себе имею всегда. Но за последний месяц ни разу к нему не прибегала. Спасибо Вам, спасибо чудесному доктору Бутейко, за его исцеляющий метод." Что же, слава Богу, этой девушке повезло - она встала на путь возвращения к здоровой полноценной жизни.
А другие дети? Их родители не знают об открытии Бутейко, о научных исследованиях в его лаборатории, о теории болезни глубокого дыхания - гемогипокарбии (устойчиво сниженное содержание углекислого газа (СО2) в альвеолярном воздухе (в легких) и в крови). Они думают, как почти все сейчас, что СО2 - "отработанный газ", который надо выбросить в атмосферу побыстрее, а дышать надо глубоко, потому что это "полезно". Полезно кому? Смертельным врагам?
Современных родителей не пугает раскрытый рот ребенка. Автор этой статьи в ужас приходит, увидев ребенка (и взрослых людей) с раскрытым ртом - ведь это же один из ярких признаков глубокого дыхания. Сердце сжимается и душа тоскует: "Как?! Как сказать этим людям чем им грозит дыхание ртом?" Что хронический насморк - это защитная реакция организма от потери СО2 (углекислого газа), что слизь в гортани, бронхах - защитная реакция против потери СО2 из-за дыхания ртом, аденоиды сужают носовые проходы, защищая организм от вымывания СО2 из легких.
Потому что СО2 (углекислый газ) это не "отработанный газ" (как думал в конце 18-го века Антуан Лавуазье, основоположник химии (в его время химии, как науки, еще не было!) и продолжают думать его бездумные последователи), а драгоценное вещество, одна из основных констант организма, которую регуляторная система поддерживает с сумасшедшей точностью ± 0,01%. К сравнению: кислород, "жизненно важный газ", поддерживается с точностью ±5%, что говорит о его ценности (одна из основных констант), но не такой уж редкости.
И в самом деле: в атмосфере (даже в самом загрязненном современном городе, даже в самом душном помещении) содержится 20-21% кислорода (О2), его норма в альвеолах легких 3-5%, а в крови и вообще - 2%. Т.е. кислорода нам всегда хватает! Автор ничего против кислорода не имеет: О2 - одна из важных констант организма. Но чем точнее уровень регулирования константы, тем она важнее. Получается, что углекислота в организме важнее кислорода в 500-600 раз! Поэтому все клетки организма неустанно вырабатывают этот СО2. Ведь взять его больше неоткуда! В атмосфере его всего 0,03-0,02%, а в легких в норме должно быть 6,5% и столько же в артериальной крови, в тканях, органах, системах организма, а в венозной крови и того больше! Грубо говоря, чтобы отдать СО2 в легкие и поддерживать там уровень 6,5% венозная кровь должна нести большее количество СО2. Фактически, мы едим, пьем, дышим, чтобы клетки могли синтезировать СО2. Ну и другие вещества, конечно. Но особенно важно - углекислый газ.
А современные родители спокойно смотрят на открытый рот своих любимцев и их глубокое дыхание: "носики-курносики сопят". Такая нежная песенка любящей мамы. И только методист Бутейко скажет в отчаянии: "Ваш ребенок раздышивается во сне. Его сопение (заложенность носа) - защитная реакция против потери жизненного воздуха - СО2, углекислого газа. Из-за этого сонливость, вялость ребенка утром, капризы, плаксивость, перепады настроения..." Ну, да ладно, природа свое возьмет - побегает, попрыгает, поиграет с другими малышами в "догонялки", поднакопит СО2 (при физической нагрузке содержание СО2 в венозной крови повышается до 10%), глядишь, и опять весел, жизнерадостно смеется, очаровывая родителей и окружающих. А если "природа не возьмет"? Родился у глубокодышащей мамы с патологией беременности (пусть и небольшой), в осложненных болезненных родах, да и затем могут быть патологии и у матери, и у ребенка. Вот вам и диатез (сигнальная лампочка: в организме сильный непорядок!), отставание или, наоборот, сверхбыстрое развитие, болезни младенца...
"Ну а сверхбыстрое развитие ребенка чем вам не угодило?" - устало спросит недовольная мама, у которой хватило терпения и разума дочитать статью до этого места. Сверхбыстрое развитие ребенка само по себе замечательно - к вам пришла неординарная личность! Хотя и "ординарный", "обычный" ребенок чем плох? Ведь, в любом случае, это уникальная человеческая личность. Просто время "прорастания" у каждого человека свое, намеченное планами Бога. Для сравнения редиска прорастает быстро и неприхотлива к условиям взращивания, а вот вырастить корневой сельдерей - большая проблема садовода: и семена очень мелкие (уходят в мелкие трещинки в почве) и вегетационный период длинный и почва должна быть подготовлена особым образом, и полив через марлю.
Сверхбыстрое развитие плода приводит к рождению крупного ребенка, что требует от матери особых усилий. Сверхбыстрое развитие младенца требует особых усилий и от матери, и от ребенка. Углекислый газ в нормальном количестве ведет к устойчивости нервной и других систем организма. В повышенном количестве - к сверхвыносливости. А если СО2 не хватает, ребенок дышит ртом, а организм развивается сверхбыстро "ах, мой ребенок заговорил в 3 месяца, ах, он пошел в полгода, ах, он говорит по-английски (по-испански, по-японски, на хинди) с 3-х лет, ах, он научился играть в компьютерные игры в 2 года, ах, он окончил школу в 12 лет, а университет - в 16..."
Где эти вундеркинды в 20,30, 50 лет? Часто в инвалидном состоянии, а кто-то уже и закончил свой земной путь. Дети должны развиваться гармонично, по-своему графику, а не подталкиваться тщеславными, честолюбивыми родителями к сверхвысотам, сверхразвитию в детстве. "А как же конкуренция с другими детьми" - еще более недовольно спросит мама, мечтающая о ребенке-вундеркинде. На это ответим: конкуренция, соперничество, сверхуспешность ребенка, его "необыкновенность" - все это слова из лексикона нелюбящих людей.
У каждого ребенка своя судьба. И не нам её исправлять, ломая судьбу и радостное восприятие жизни ребенком. Разве нельзя любить своих детей просто за сам факт их существования? Любовь - это самое драгоценное лекарство. И она - бескорыстна! Если мама любит меня за что-то, за мои успехи... кто же меня полюбит просто так, за то, что я есть такой, какой есть?
"Мама, если можешь - помоги мне, если не можешь - не мешай!" - так сказал бы мудрый маленький человек при первом его кормлении, если бы смог. Помоги, любя, помоги чутко и осторожно направляя в развитии, а потом в жизни..."и к тебе я мысленно прикасаюсь, чтоб не слышал(а)"...
Но вернемся к дыханию - основе жизни. Без еды можно прожить 40 суток, даже 60; без воды - 3-4 суток, до 6-и; а без дыхания - 1-3 минуты, через 6 минут уже необратимое разрушение. Вот настолько и важнее дыхание. А если оно не нормальное? Если дыхание не в норме - оно быстрее разрушит организм, чем не нормальное питание (тут уже сторонников диет не перечтешь!).
Неправильный (не нормальный) прием воды (не жидкостей вроде соков, супов, отваров трав, чая, кофе, алкоголя!), а именно "простой", чистой воды сейчас описывается в десятке книг. И это очень хорошо: в конце концов наше физическое тело на 85-90% состоит из жидких сред. Почки и мочевая система вообще служат (в норме) для поддержания водного баланса организма и гомеостаза, постоянства важных констант (кислород, углерод, углекислота, азот, ионы жизненно важных металлов и водорода) организма. Не дело почек - удалять нечистоты, шлаки (это одна из забот кишечника).
В нормально функционирующем организме почки сохраняют баланс: чуть больше, чем в норме, какого-то вещества в организме - избыток удаляется с мочой, чуть меньше концентрация - вещество сохраняется от вымывания с мочой. Для этого и нужна чистая вода от двух до трех литров в день. Надо восстановить естественное чувство жажды: различать желание поесть и желание попить. Для этого перед каждой едой надо за 20-30 минут выпить стакан (или хотя бы 1?2, 2?3стакана) чистой прохладной (не холодной, не теплой) воды.
Также перед каждой едой нужно успокоить дыхание, сделать его спокойным, неглубоким. Лучше потренироваться в методе Бутейко (ВЛГД) 5-7-10 минут. Как говорят в рекламе вы будете приятно удивлены нормализацией аппетита и разумной нормой съеденного. А зачем же набрасываться на еду "аки волк голодный". Мы все же люди, хотим быть культурными, цивилизованными.
А дети, они ведь должны заново всему учиться. У кого? Конечно, в первую очередь у родителей. До 5-и лет, в основном, у мамы. Значит мама должна дышать нормально и вести здоровый образ жизни. Как дышит мама, так будет дышать и ребенок. Следовательно, мамы маленьких детей! Обучитесь нормализации дыхания по Бутейко или еще как-то по-другому (но обязательно: неглубокое, нормальное дыхание на выходе). И ваш ребенок подстроит свое дыхание к вашему (до 3-х лет), а после трех лет его уже можно обучать методу Бутейко (мы можем вас этому научить).
С 5 до 10 лет на ребенка (его дыхание и образ жизни) влияет дыхание и мамы и папы. Дорогие наши папы! Обучитесь нормальному дыханию сейчас, если раньше было недосуг. Ваш ребенок очень чувствителен к вашим замечаниям, советам, объяснениям; у него уже развивается разум, он хочет не только знать, но и понимать. Мамин ум и папин разум - залог здоровья детей.
После 15 лет дети (и девочки, и мальчики), в основном, под влиянием отца. Влияние женского принципа ослабевает (предполагается, что маленький человек уже освоился с женскими энергиями). В подростковом возрасте мальчики (особенно после 12 лет) учатся мужскому стереотипу поведения, а девочки - взаимоотношениям (нормальным) с мужским принципом.
После 16 лет самостоятельные личности, юноши и девушки, взращивают в себе уважительное отношение к женскому принципу и ученическое отношение - к мужскому. Начинает бурно развиваться разум. Умственное развитие уходит на второй план. Нормальное социальное развитие - это сфера разума. Информация - во всех её формах - это сфера ума, ментальности. Способность принять, обработать, систематизировать информацию и передать её в сферу разума или опустить вниз на доработку и дополнительное накопление - вот функции ума.
Разумность - это лучшее качество интеллекта, сферы разума. Правильно выбрать авторитет и правильным образом ему следовать - это прерогатива разума. Разумными люди обычно (при нормальном развитии) становятся после 25 лет. Юность заканчивается, начинается молодость (до 32 лет). И так далее.
Следовательно, до 25 лет роль родителей нельзя переоценить. Поэтому каждому ребенку нужны и папа, и мама. И они не должны ссориться, конфликтовать и уже тем более выяснять свои эгоистические притязания ("выяснять отношения") при детях. Родители автора этих строк и бабушка тщательно соблюдали это правило, поэтому мы, три сестры, жили в атмосфере любви, эмоционального комфорта и спокойной уверенности в будущем. Разве они не ссорились? ссорились, конечно, но тихо, без нашего участия, в наше отсутствие. Правда, дети хитры: мы спрашивали последовательно разрешение у папы, мамы и бабушки, выбирая более приемлемое. "Ты почему это сделала?" - "Бабушка (папа, мама) разрешила." - "Ах, бабушка..." Больше ни слова: нельзя ронять авторитета бабушки!
"Что за глупости, далекие от медицины и здоровья вы тут пророчите", - совсем разозлится наш читатель (читательница), "- Кто сейчас живет , как вы тут нам напеваете?"
Да, конечно. Но мое возражение, думаю, вас поразит - научитесь дышать нормально, по Бутейко, и... минимум половина вашей раздражительности, нервозности, неприятия окружающего мира уйдет в прошлое.
Потому что глубокое дыхание:
- возбуждает нервную систему
- обостряет чувствительность нервной ткани
- приводит к апатии / раздражительности
- бессонницам / сонливости
- беспокойному сну
- вспыльчивости / вялости
- головным болям по типу мигрени
- дыханию ртом
- заиканию
- истощению / избыточному весу
- острому реагированию на смену погоды, давления ("на пятна на солнце")
- слабости (мышечной, эмоциональной, нервной, ментальной, социальной)
- отсутствию полового влечения или его гипертрофии
- ощущению неполноценности жизни
- ограниченности в своих решениях, деятельности, поступках и жизни
- плохой концентрации внимания
- пониженного жизненного тонуса, либо, наоборот, к чрезмерной жизненной активности, напористости (вплоть до наглости)
- потере вкуса к жизни, либо к противоположности - лихорадочной погоне за наслаждениями, успехом, славой
- излишней амбициозности
быстрой физической, умственной, эмоциональной и социальной утомляемости
- ухудшению памяти, слуха, зрения, внимания
- чувству беспричинного страха, либо, наоборот, к лихости, сумасбродству, легкомысленному отношению к реальной опасности
Все это симптомы болезни глубокого дыхания, исчезающие (а сначала уменьшающиеся) при нормализации (ликвидации глубокого) дыхания по методу К.П. Бутейко. Есть и другие способы, конечно, может быть. Но мы отвечаем за метод Бутейко, которому добросовестно обучаем своих слушателей и других людей, обратившихся к нам.
Поэтому: врач - исцелись сам! Родители больных детей - станьте здоровыми сами! Обучитесь методу Бутейко и (одновременно или вслед за тем) обучите дыханию по Бутейко своих детей! Пусть они будут здоровы и счастливы! Пусть радость и благополучие сопровождает детей и их родителей на, все-таки, будем честны, сложном жизненном пути!
Приложение
Результаты апробации метода ВЛГД на кафедре детских болезней 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова
В.А. Генина, К.П. Бутейко
По заданию ГКНТ при СМ СССР с 27.02.1981 г. по 21.05.1981 года проводилась клиническая апробация метода волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) при лечении больных бронхиальной астмой детей. Метод основан на сознательном уменьшении глубины дыхания. По мере уменьшения вентиляции легких улучшается клиническая картина.
Клиническая характеристика больных бронхиальной астмой
Изучаемая группа составлялась из поступающих во 2-б и 2-а распираторные отделения клиники I МОЛМИ в плановом порядке, а также обратившихся в поликлиническое отделение с просьбой применять метод ВЛГД. На стационарное и амбулаторное лечение брались больные, у которых в течение последнего месяца приступы бронхиальной астмы возникали регулярно, ежедневно или несколько раз в день, или же имелись стойкие астматические явления, на фоне которых возникали удушья.
Для уточнения диагноза и доказательства причинной зависимости проявления основных симптомов болезни (бронхоспазма, кашля, заложенности носа и др.) от гипервентиляции больному предлагалось провести гипервентиляционную пробу (К.П. Бутейко, 1968 г.), которая состоит из трех этапов:
I этап. Пробу проводят в положении сидя. Больному предлагают применить метод ВЛГД. При правильном выполнении всех указаний, через 1-5 минут астматическое состоянии или приступ удушья, хрипы в легких, кашель, вазомоторный ринит уменьшаются или полностью исчезают.
II этап. При исчезновении основных симптомов болезни больному предлагают спровоцировать приступ - дышать глубоко до появления симптомов гипервентиляции, которая развивается в течение первых 15-60 секунд.
III этап. Больного просят снова применить метод ВЛГД и самостоятельно купировать приступ.
Пробу повторяли, если больной не усвоил взаимосвязи гипервентиляции с заболеванием. Пробу не проводили, если больной накануне (1,5-2 часа назад) принял бронхо- или сосудорасширяющие лекарства.
Лечение волевой ликвидацией глубокого дыхания проведено 52 больным в возрасте от 3 до 15 лет. 16 детей в период нестойкой ремиссии обучены методике ВЛГД. Мальчиков 36 (69,2%), девочек 16 (31%). Стационарное лечение проведено 34 (65,4%), 18 (34,6%) - амбулаторное. Атопическая бронхиальная астма у 24 (46,2%), смешанная у 22 (42,3%), инфекционно-аллергическая у 6 (11,5%).
Распределение больных по возрасту и полу представлено в таблице 1.
Продолжительность болезни до 5 лет отмечена у большинства детей (36), от 6 до 10 лет - 12, 11-15 - 4 больных. Течение бронхиальной астмы оценивалось по степени: легкое (1-2 приступа в анамнезе, самостоятельно снимающихся), средней тяжести (приступы, возникающие каждые 2-3 месяца, требующие терапевтического вмешательства и повторной госпитализации), тяжелое (астматическое состояние, непрерывно рецидивирующее течение, требующее терапевтического вмешательства и госпитализации). Распределение больных бронхиальной астмой по тяжести течения болезни представлено в таблице 2.
Пневмония в прошлом (от 1 до 7 раз) из анамнеза была у 41 (78,8%). Гормоны коры надпочечников перед началом лечения ВЛГД принимали 4 (7,7%), отставание в физическом развитии отмечалось у 6 детей, ожирение у 9 (17,3%), нарушение осанки у 52 (100%), выраженная деформация грудной клетки у 11 (21,2%), метеолабильность у 37 (71,2%), у многих детей болезнь протекала с различными проявлениями аллергоза: пищевая у 34 (65,4%), лекарственная у 33 (63,5%), пылевая, запахи у 25 (48%), назомоторный ринит у 27 (52%), экссудативный диатез, нейродермит у 23 (44,2%), отеки Квинке у 18 (34,6%), склонность к простудным заболеваниям у 47 (90,4%), затрудненное носовое дыхание у 52 (100%), хронический тонзилит у 36 (69,2%), у 4-х ранее была проведена тонзилэктомия, у 1 - криотомия, гнойный отит у 1, гайморит у 11 (21,2%), аденоиды у 13 (25%), у 8 детей ранее была аденотомия, носовое дыхание, тем не менее, отсутствовало.
У большинства детей имели место: вегето-сосудистая дистония, проявлявшаяся в виде потливости у 38 (73%), чувства зябкости у 15 (29%), головных болей у 23 (44,2%), тахикардии у 52, астеноневротические реакции в виде раздражительности, плаксивости у 47 (90,2%), неустойчивости температуры тела у 13 (25%).
В момент обострения отмечалась следующая симптоматика: нарушение сна у 31 (59,6%), снижение аппетита у 16 (31%), повышение аппетита у 9 (17,3%), боли в желудке, правом подреберье у 13 (25%), запоры у 13 (25%).
При обследовании имели место дисканизация желчевыводящих путей и ангиохолецистит. Из 52 детей 47 (90,4%) ранее многократно лечились в стационарах и только 5 (9,6%) амбулаторно.
Антибиотики и сульфамидные препараты получали в прошлом все дети: бронхолитики - 52 (100%), 17 (32,7%) пользовались бесконтрольно 3-5 ингаляторами, интал длительное время (до 3 лет) - 15 (29%), лечебные бронхоскопии с введением преднизолона - 13 (25%), климатолечение - 37 (71,2%), многие дети получали антигистаминные препараты, гипосенсибилизирующие терапию, ЛФК, массаж, длительную гормональную терапию - 4. проводимая ранее терапия у многих детей была малоэффективной.
При лечении ВЛГД все больные ежедневно тренировали дыхание в утренние часы под руководством врача по 40-90 минут сидя и в движении (бег, ходьба, прыжки, приседания) самостоятельно тренировали по 3-5 часов в сутки под контролем старосты группы.
Амбулаторные больные занимались под контролем родителей., 1-2 раза в неделю - под контролем врача. Подавляющее большинство взятых на лечение ВЛГД больных детей осваивали метод в течение 5-10 минут, проявляли большую настойчивость, дисциплину, занимались с желанием.
В процессе лечения, на 1-5 день, больные самостоятельно обучаются купировать возникающие приступы удушья, кашель, насморк и тому подобные явления методом ВЛГД.
С начала занятий большинству больных рекомендовали прекратить прием всех медикаментов и купировать приступы волевой ликвидацией глубокого дыхания. 38 (73%) больных сразу прекратили прием лекарств, 8 (15,3%) принимали их в меньших количествах, 6 (11,5%) прекратили прием лекарств через 3-4 дня. Исключение составляли гормональные препараты, которые отменяли постепенно, по мере улучшения состояния больных.
В тех случаях, когда в течение 10-15 минут приступ не купировался, разрешалось в помощь ВЛГД принять соответствующий препарат или ингаляцию в 2-3 раза уменьшенной дозе, что, как правило, позволяло быстрее, чем раньше, купировать приступ.
Результаты лечения ВЛГД (метод Бутейко)
Сроки наблюдения за 52 детьми составили от 29 до 84 дней. Непосредственные результаты лечения больных после ВЛГД оценивались следующими критериями:
- Отсутствие эффекта - прежняя частота и выраженность приступов или незначительное изменение, которое нельзя четко связать с применением методики ВЛГД.
- Улучшение - прекращение приступов и уменьшение их тяжести на фоне резкого сокращения или отмены приема спазмолитических средств.
- Значительное улучшение - прекращение приступов при сохранении редких периодов легкого затруднения дыхания или полное их исчезновение на фоне прекращения медикаментозной или иной терапии. Результаты лечения по клиническим данным, согласно указанным критериям, представлены в таблице 3.
Значительное улучшение отмечено у 43 (82,7%) больных, лечившихся стационарно и амбулаторно, улучшение у 9 (17,3%), отсутствия эффекта или ухудшения не наблюдалось. Эффективность лечения стационарной и амбулаторной групп были одинаковыми. Среднее пребывание на койке в стационаре составило 16,04 дня.
У 52 больных, взятых на лечение ВЛГД в период обострения бронхиальной астмы, в первые же дни занятий отмечалось улучшение самочувствия и положительная динамика основного астматического синдрома (урежение или исчезновение приступов удушья, астматического состояния, акроционаза, тахикардии, проявления ринита, катаральных изменений и т.д.).
В дальнейшем уменьшились проявления нейродермита, экземы.
Больные становились активными, играли в подвижные игры. Положительная динамика отмечалась и у симптоматики, перечисленной выше. У 16 детей, взятых на обучение методом ВЛГД в период нестойкой ремиссии, отмечалось восстановление носового дыхания, уменьшение или полное исчезновение кашля, хрипов в легких.
У 15 детей (29%) отмечалась реакция саногенеза, выражавшаяся в виде нервного возбуждения, озноба, повышения температуры тела до 39о, головных болей, болей в мышцах, суставах, кишечнике, грудной клетке и др. органах, слабости, гиперсекреции (выделение обильной мокроты без напряжения и кашля в виде утрамбованных пробок, слизи, слепков бронхов). У некоторых больных ухудшался аппетит, появлялась тошнота, рвота, жажда, обильное выделение вязкой горькой слюны с запахом ранее принимавшихся лекарств, учащалось мочеиспускание, стул и т.п. Эти реакции продолжались от нескольких часов до нескольких суток, чаще всего в течение 1-2 дней. Наблюдаемые реакции повторялись у некоторых больных 2-3 раза. Следует отметить, что изменение состояния больных и реакции организма обычно соответствовали контрольным паузам 10, 20, 30, 40 секунд.
Одновременно с клиническим наблюдением в динамике проводились исследования функции внешнего дыхания, состояние бронхиальной проходимости, пробы Тиффно, объема форсированного выдоха за 1 сек. (ОФВ1), форсированного среднего показателя (Фср), ПТМ вдоха и выдоха, скорость выдоха (л/мин) на приборе Райта, контрольной паузы, кислотно-щелочного равновесия, иммуноглобулинов А, М, У, Е. Скорость выдоха (л/мин %Д) на приборе Райта у всех детей группы за 14 дней лечения методом ВЛГД возросла в среднем с 36,7 до 173,2%Д (табл. 4).
По данным кислотно-щелочного равновесия рН крови существенно не менялось, рСО2 артериальной крови увеличилось с 24,6 до 36,26 мм. рт. ст.Контрольная пауза увеличилась с 3,9±0,3 сек. до 31,4±4,7 сек. Динамика контрольной паузы представлена в таблице 5.
У тяжелых больных жизненная емкость легких увеличивалась по сравнению с исходными данными на 27%Д, ОФВ1 на 33%Д.
Форсированный средний показатель (Фср) на 50%Д. У больных средней тяжести ЖЕЛ увеличилась по сравнению с исходными данными на 26%, ОФВ1 на 30,3%, Фср на 34%. Динамика этих показателей представлена в таблице 6.
Выводы
- Метод ВЛГД, предложенный К.П. Бутейко, способствует купированию или уменьшению количества и тяжести приступов удушья с одновременной отменой лекарственных препаратов или при значительном уменьшении их дозы.
- В результате лечения ВЛГД улучшаются показатели ФВД и кислотно-щелочного равновесия.
- Методу ВЛГД можно обучать детей с трехлетнего возраста в условиях стационара и поликлиники под руководством врача.
- Метод ВЛГД хорошо переносится детьми любого возраста.
- Применение метода ВЛГД наиболее эффективно в период обострения бронхиальной астмы у тяжелых больных.
Что еще лечит метод Бутейко: посмотреть список болезней >>
Как обучиться методу Бутейко?
Открыта запись на обучение методу Бутейко с получением «Практического видео-курса метода Бутейко»
записаться на обучение >>
Дипломированный методист Бутейко,
Людмила Валерьевна Сокольская.
Поделитесь этой статьей:
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
|
|