Уважаемые читатели. Уважаемые родители. Сегодня мы обсудим бронхиты. А именно - как вам и вашим детям научиться бороться с сезонными болезнями верхних дыхательных путей и бронхитами.
Как говаривал известный политический деятель: "Начинать надо с себя!" Но в случае детей этот рецепт не работает. Поэтому в борьбе с детскими заболеваниями начинать надо с родителей. Надо помочь папам и мамам детей, страдающих простудами, ОРЗ, насморками, катарами верхних дыхательных путей, бронхитами и далее по списку болезни глубокого дыхания. И дети, и родители замучились брать отгулы, больничные, проводить много времени в детских поликлиниках, аптеках, у постели ребенка с высокой температурой и т.п.
Но... есть альтернативный выход: понять, освоить теорию доктора Бутейко, в фундаменте которой лежит Открытие болезней-симптомов глубокого дыхания и затем обучиться методу Бутейко и обучить своих болезненных детей, что значительно облегчит даже на первом этапе течение и лечение болезней без лекарств, а затем в зависимости от вашей настойчивости и решимости, вообще свести к минимуму заболеваемость и выйти на дорогу к достаточно хорошему и устойчивому состоянию здоровья и детей, и, попутно, самих родителей.
Все болезни верхних дыхательных путей, за редким исключением, имеют одну причину - чрезмерно глубокое дыхание, то есть отклонение дыхательной функции в сторону её увеличения, усиления. Всякая функция в живом организме регулируется около нормального положения: нормальное давление крови, нормальная температура тела, нормальное питание, нормальное дыхание и т.п.
Если все функции организма работают нормально, то с физиологической точки зрения человек здоров. Что такое болезнь? Это отклонение физиологической функции от нормы. Это означает, что нормальное питание, нормальное дыхание и др. обеспечивают здоровье организма, а отклонения от нормы ведут к болезням или, в каких-то специальных случаях, к сверхвыносливости организма.
Например, температура тела в здоровом состоянии равна 36,6оС, это физиологическая норма. И высокая, и низкая относительно этой нормы температура говорит о нездоровье. С давлением крови сложнее: там границы нормы шире и более индивидуальны.
Про питание можно сказать: есть норма, индивидуальная для каждого, и есть отклонения от нормы - переедание и голодание. Переедание практически всегда вредно, а вот голодание, особенно принудительное, может быть вредно, а может, в случае добровольного, правильно с физиологической точки зрения подобранного режима голодания, вести к сверхвыносливости организма.
Относительно дыхания можно сказать: вот уже 100 лет как установлены границы нормы строгими научными экспериментами. Выяснилось, что отклонение в сторону усиления функции дыхания приводит к очень негативным последствиям, что уменьшение дыхательной функции приводит к оздоровлению и сверхвыносливости организма (дыхание йогов, например, в окончательном итоге, резко уменьшает глубину дыхания вне режима тренировок).
Но до сих пор в популярных книгах и журнальных статьях, посвященных дыханию, можно прочитать о "правильном" дыхании. Но слово "правильный" не из области физиологии. Физиологический термин - "нормальный". Так вот глубокое дыхание - не нормально, поэтому оно приводит к болезням. Если у вашего ребенка (а значит и у вас, дорогие родители) чрезмерно глубокое дыхание - это означает, что он болен (и вы тоже).
Верно и обратное: если у человека часто возникают обострения на пути воздуха из атмосферы в легкие и обратно, или уже начались: хронический насморк, фарингит, ларингит, трахеит, катары верхних дыхательных путей, хронический бронхит, вазомоторный ринит, фронтит, гайморит, синусит, то почти с гарантией (до 95%) можно утверждать: этот человек очень глубоко дышит.
Простуда, насморк, катар, бронхит - это звенья одной цепи. Все эти недомогания вызваны глубоким дыханием. Болезни разные, а причина одна - гипервентиляция легких из-за чрезмерно глубокого дыхания. При глубоком дыхании глубокий вдох обязательно сменяется столь же глубоким выдохом. А где же хранить лишний воздух? Кислород с воздухом поступил в легочные альвеолы, нужное его количество из этих альвеол при помощи процесса диффузии перейдет в артериальную кровь, а весь излишек воздуха (в том числе и излишний кислород) будет незамедлительно отправлен назад в атмосферу за ненадобностью.
И вроде бы ничего, да в альвеолах, кроме кислорода и воздуха (инертные газы) содержится также и углекислый газ - двуокись углерода - СО2. Этот углекислый газ синтезируется клетками организма и отдается в венозную кровь, а затем по сложной венозной ветви кровообращения попадает в легкие. На всем этом протяжении венозных сосудов наработанный СО2 отдается в ткани органов и системы организма, например, в сердечные и нервные ткани, лимфатическую систему, костный мозг и т.д. Остаток (излишек углекислого газа) доставляется кровью в альвеолы легких, где он и хранится до нужды в нем в каком-либо органе или системе, куда СО2 придет уже с артериальным потоком крови.
Надо понять простую вещь: и в крови (в обеих ветвях - и артериальной, и венозной), и в лимфе, и в межклеточной жидкости, кроме других нужных для жизнедеятельности организма веществ - всегда (!) - содержатся два ничем незаменимых вещества: кислород (О2) и углекислый газ (СО2) . Это очень важные константы гомеостаза (постоянства всех внутренних сред) и обмена веществ. И они поддерживаются организмом на нужном уровне с помощью очень четких механизмов регуляции.
Но, если кислорода нам всегда хватает: его в атмосфере 20-21%, в легких же норма - 19% (-5%) ? 14%. До 10-11% содержания кислорода организм не реагирует с помощью усиления дыхания. Только если содержание кислорода падает ниже 9% - дыхание углубляется. В межклеточной жидкости должно быть 8-10% кислорода, чтобы подать в клетку 2%, необходимые для биосинтеза нужных соединений в клетке. Вывод: кислорода (О2) нам всегда хватает.
А вот с СО2 ситуация иная: в атмосфере его 0,03%, а в альвеолярном воздухе его, по норме, должно быть 6,5%. Снижение на 0,1% приводит к углублению дыхания. Позыв таков: доставить в клетки больше кислорода, чтобы наработать больше углекислого газа: С (углерод) + О2 (кислород) = СО2 (углекислый газ, двуокись углерода).
Углерод (С) берется из пищи или жировых депо, кислород по воздухоносным путям поступает из атмосферы, а из них уже в клетке синтезируется СО2. Его содержание в клетке поддерживается с сумасшедшей точностью ±0,01%. А вот, например, нормальные 2% кислорода, поддерживаются с точностью ±5%, что не одно и то же, так ведь?
С точки зрения процесса дыхания мы едим, пьем чистую воду и дышим, чтобы клетки могли синтезировать драгоценный СО2.
Теперь самая пора вернуться к воздухоносным путям, которые начинаются с носа, затем носовые проходы открывают путь в зев, гортань, трахею. И вот трахея разделяется на 2 главных бронха. Каждый из главных бронхов входит в свое легкое (правое и левое) и уже там начинает делиться: иногда на 3 более мелких бронха (вверху), иногда даже на 5 бронхов, но чаще всего на 2. Всего, до дыхательных (респираторных) бронхиол насчитывается 8-9 порядков деления бронхов. Таким образом, в каждом легком появляется своя часть роскошного бронхиального дерева, то есть это замечательно пышное, ветвистое дерево с кроной, разделенной на две части, опущенной вниз со стволом, идущим от трахеи.
С внутренней стороны все воздухоносные пути выложены эпителиальной тканью. Эпителий - это особый вид тканей организма, покрывающих поверхность тела, слизистые и серозные оболочки внутренних органов. Из эпителиальной ткани, образуется также большинство желез внутренней секреции (железистый эпителий).
Но нас интересует внутренний слой воздухоносных путей. Так, например, нос и носовая полость внутри покрыты слизистой оболочкой, которая состоит из эпителия, базальной мембраны, с тоненьким слоем соединительной ткани. Далее идут подслизистый слой и кость. Бокаловидные клетки и многочисленные маленькие железы вырабатывают слизь, а расположенные в подслизистом слое кровеносные сосуды (в основном вены), обладают способностью очень быстро менять свой диаметр, то есть становиться уже или шире.
Если ребенок попал в холодную обстановку, то он рефлекторно углубляет дыхание, чтобы больше кислорода попало в клетки и наработало больше энергии и СО2, который регулирует термобаланс организма. Но при глубоком дыхании воздушная струя "вымывает" из альвеол углекислый газ, нужный и для других процессов. Следует еще одна рефлекторная реакция: уменьшить отток СО2 (при большем притоке О2). Но ведь пути поступления кислорода и оттока СО2 одни и те же! Значит, надо уменьшить отток СО2 другим путем: нарабатывается больше слизи, вены в подслизистом слое становятся шире, проход для оттока СО2 уменьшается. Но дышать становится труднее. Тут бы и сообразить: затаи дыхание, уменьшай и приток кислорода (его все равно хватит) и отток СО2 (его уже не хватает). Но ребенок начинает дышать сильнее. Процесс усугубляется: слизи нарабатывается еще больше, вены расширяются все сильнее, возникает заложенность носа, затем насморк.
Что дальше происходит? Нос заложен, как дышать? Правильно: открывается рот. Но рот не приспособлен для дыхания. У ротовой полости совсем другие функции.
Так последовательно, по тому же механизму возникают защитные реакции против оттока СО2 в зеве, гортани, дыхательном горле, трахее, бронхах... Наработка слизи опускается в бронхи все ниже и ниже. Болезнь уходит вглубь, вплоть до обструктивного бронхита. А что делать надо? Учить ребенка нормальному дыханию - дыханию по Бутейко. Восстановится естественная норма дыхания – исчезнет и рефлекторная защита. Уйдет бронхит и заложенность носа.
© Центр эффективного обучения методу Бутейко, 2005-2024.
Внимание: Все материалы/статьи/видеосюжеты данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя. Нарушение авторских прав контролируется и преследуется по закону.